Раху и Кету, или лунные узлы
Прислано luna September 07 2013 16:21:07
Во второй половине XX века западные астрологи обратили внимание на значения положений двух фиктивных точек - лунных узлов - на натальной карте. В это время, благодаря популярной в 1960-1970 годах хатха-йоге, эзотерика, индуистская астрология, а также так и оставшаяся неутоленной жажда обретения корней снова овладели умами европейцев. С осью лунных узлов связаны понятия кармы и реинкарнации, которые сегодня, как и тогда, не перестают завораживать человека.

КАРМА И САМСКАРА



Однако стоит сразу уточнить, что в индуизме речь идет скорее о возрождении, чем о реинкарнации, и что «карма», или иначе «карман», что буквально переводится как «поступок», обозначает прежде всего физическое или духовное действие, а затем и все положительные и отрицательные его последствия. Именно поэтому совокупность карм становится следствием поступков какого-то человека в этой жизни, а не тех деяний, которые, может быть, он совершил в предыдущих жизнях.

То, что на Западе привыкли ошибочно считать кармой, на самом деле на санскрите называется самскарой. Это понятие обозначает впечатления, вкусы, достоинства и потенциал человека на момент рождения. Так, карма, или по-другому поступок, всегда происходит от самскары, или намерений и стремлений человека. Но важны не намерения, а действия. Именно поэтому Кету (Южный Лунный Узел) указывает на поступки, совершаемые человеком под влиянием своих стремлений и желаний, которыми он не может управлять в полной мере.
А вот Раху (Северный Лунный Узел) говорит о таких действиях человека, которые он производит не имея никакой заранее предрешенной установки. Пользуясь терминами современной психологии, здесь мы имеем дело с бессознательными поступками, которые люди совершают не думая, и с сознательными поступками, на которые идут, когда у них нет иного выхода. Тем не менее ось лунных узлов, состоящая из Раху и Кету в индуистской астрологии, предлагает нам свое толкование природы и выражения бессознательных поступков и потенциала человека, которые и лежат в основе наших привычек и поведенческих стереотипов.

Внимательное прочтение положений Раху и Кету на натальной карте помогает вывести бессознательные поступки на уровень сознательного и, следовательно, учит не попадать в ловушку своих предрасположенностей, из-за чего мы постоянно совершаем одни и те же намеренные действия, приобретаем устойчивые привычки и убеждения, с которыми не расстаемся до самой смерти, поскольку не знаем, как это сделать.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ



Мы привыкли считать, что люди пожинают плоды своих поступков. Некоторые из этих плодов довольно-таки вкусны, а некоторые оставляют неприятное послевкусие. Но в индуизме совершенно иное представление о поступках и отношение к ним.

Прежде всего нужно избавиться от стереотипа о том, что индуизм запрещает действие. Ведь именно из-за такого убеждения мы считаем, что индийцы, и в частности индуисты, верят в предопределенность событий, неотвратимость судьбы и подчиняются фатуму. Здесь опять мы имеем дело с неправильным пониманием и ошибочным толкованием канонических индуистских текстов, которые на самом деле предоставляют человеку больше свободы, чем нам кажется.
Так, в «Бхагавадгите» не раз говорится о том, что человек не только может действовать, но и обязан проявлять активность. «Действие является частью божественного закона жизни... Это высшее проявление деятельности духа» (Шри Ауробиндо, Бхагавадгита, 1970). Человек устроен таким образом, что не может не создавать ограничения и запреты, чтобы наказать себя за совершенные излишества. Ему не хватает самодисциплины, поэтому он устанавливает правила и законы. Тем не менее, если мы обратимся к древним и не лишенным мудрости так называемым священным текстам, то увидим, что они не содержат ни одного четкого, нетерпимого правила, а также развернутых и безапелляционных утверждений о том, как именно надо жить и действовать, словом, того, что мы бы могли назвать советами и указаниями, которым каждый из нас может следовать в своей жизни, если только пожелает.
Так, древние священные тексты побуждают человека к действию, а не предписывают, как мы думаем, бездействие и пассивность. Действие - смысл жизни. Зато эти священные тексты, в отличие от того, что мы думаем, учат не придавать важности последствиям своих поступков. Здесь подойдет следующий образ для объяснения этого понятия: дерево должно приносить плоды, а плоды созданы для того, чтобы наделять ими всех желающих. Если дерево дает плоды, но мы не раздаем их, а оставляем на растении, чтобы оно было красивее, а может быть, даже питалось их соком, то такое дерево не сможет жить.
Ведь оно существует не потому, что усваивает питательные вещества этих плодов, а благодаря своим корням, воздуху воде и земле, из которой произрастает. Плоды же нужны для продолжения жизни, поэтому они должны непременно отделиться от дерева, умереть, чтобы начать другую, самостоятельную судьбу. Впрочем, если растение не плодоносит, ему незачем жить и расти.

То же самое можно сказать и про человека: он должен совершать поступки, но ему не следует «подпитываться» последствиями своих действий, какими бы они ни были. Чем больше значимости человек придает результатам своих поступков, тем больше он ассоциирует себя с ними и, следовательно, становится их рабом. Совершенный поступок уже не зависит от человека, и надо дать им обоим свободу жить дальше. «Не деятельность сама по себе есть рабство, а ощущение того, что ты сам совершил тот или иной поступок... До тех пор пока вы считаете себя ответственным за свои поступки, вы будете пожинать плоды своих поступков» (Учение Рамана Ма-харши. 1972). Вот о чем говорят нам положения Раху и Кету на натальной карте согласно индуистской астрологии.